Авторские дидактические
игры по экологии
«Насекомые и цветы»
Автор: коллектив МОУ «Детский сад №12 «Сказка» г.Фролово»
Цель игры: расширять и уточнять знания детей о мире цветов – у каждого цветка свой язык, свой аромат, своя история, сила красоты, о мире насекомых. Развивать умение отличать садовые цветы от полевых. Закреплять названия цветов (ландыш, тюльпан), насекомых (жук-олень, бабочка Махаон, шмель обыкновенный), занесенных в Красную книгу Волгоградской области; знание правил поведения в природе; основные цвета и оттенки. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому на Земле и ответственность за будущее нашей планеты.
Правила игры: в игре принимают участие 4 – 8 детей.
1 часть «НАСЕКОМЫЕ»
Дети идут по кругу, взявшись за руки со словами: «Поиграю я в игру, а в какую не скажу, не скажу, а покажу».
Вос-ль: У меня в руках коробка. Смотрите, из коробки с писком, жужжанием поползли, полетели, побежали шестиногие малыши. Кто это такие? /насекомые/
Давайте с ними подружимся. (дети отгадывают загадки, кто отгадал – получает маску-отгадку)
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это … /божья коровка/
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотые глаза.
Кто же это? /стрекоза/
Черен – да не ворон,
Рогат – да не бык,
Шесть ног – без копыт. /жук олень/
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. /муравьи/
Джентльмен крылатый,
В наряде полосатом.
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. /шмель/
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. /бабочка/
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. /пчела/
Летит – букву з-з-з говорит. /оса/
Поиграем с ними?
Я нашла себе жука На большой ромашке. | Дети вытягивают руки вперед, показывая жука |
Не хочу держать в руках – Пусть лежит в кармашке. | Изображают как кладут в карман |
Ой, упал, упал мой жук, Нос испачкал пылью. | Делают наклоны вперед |
Улетел мой майский жук, Зажужжали крылья. | Машут руками, имитируя полет жука. |
2 часть «ЦВЕТЫ»
На полу разложены изображения полевых и садовых цветов
Воспитатель предлагает послушать о чем они разговаривают. Дети- насекомые отгадывают загадки о цветах, садятся на свои цветы-отгадки.
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него –
И не будет ничего. /одуванчик/
Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички. /ромашки/
Белые горошки
На зеленой ножке. /ландыш/
Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит. /колокольчик/
Строга и зла красавица,
Когда к ней прикасаются. /роза/
В степь пришла весна –
Степь желта, красна,
А цветник у меня
Запылал от огня. /тюльпан/
Балерина вышла:
Юбочка пышна,
А имя у артистки –
Небесной прописки. /астра/
Какой цветок может расти и в поле, и в саду? /мак/
Отгадав загадку ребенок подходит к своему цветку.
Вос-ль: Ночь наступает, все замирает, насекомые и цветы уснули тоже.
(дети замерли – уснули)
Слышите, кто-то стрекочет, жужжит, пищит? День наступает – все оживает. Ожили и насекомые. Полетели.
Игра повторяется 2 – 3 раза.
Вопросы к детям:
Кто ты?
Как называется твой цветок?
Какого цвета твой цветок? Где он растет? /полевые-садовые/
Какие насекомые живут в Красной книге Волгоградской области?
Какие растения занесены в Красную книгу Волгоградской области?
Почему они появились в Красной книге?
Игра предназначена для детей 5 – 7 лет.
«Чудо – нефть»
Автор: Бурмистрова И.К. воспитатель МОУ «Детский сад № 12 «Сказка» г.Фролово»
Цель игры: познакомить детей с полезным ископаемым родного края – нефтью; как нефть используется в хозяйстве, какую продукцию делают из переработанной нефти. Развивать внимание, память, сообразительность. Воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым родного края.
Материал: карта с изображением нефтяной вышки с расходящимися от нее лучами; карточки с образцами и рисунками продукции, изготавливаемой из нефти (бензин – бензоколонка, краска, стиральный порошок, лекарства; кусочек пластмассы, резины, полиэтиленовой пленки, лески, капрона, искусственного меха, кожи), и не из нефти (кефир, молоток, тетрадь и т.д.)
Правила игры: в игре принимают участие 2 – 4 ребенка.
Играющие получают карточки с предметами, материалами, сделанными из нефти, и не из нефти. Из предложенных карточек нужно выбрать только те, которые изготовлены из нефти. Назвать их.
Выигрывает тот, кто быстрее выберет нужные карточки и поместит их у нефтяной вышки.
Игра предназначена для детей 6 –9 лет.
«Гнезда разные нужны»
Автор: коллектив МОУ «Детский сад №12 «Сказка» г.Фрролово»
Цель игры: закреплять знания детей о птицах родного края и гнездах, в которых они живут. Развивать мышление, внимание, умение соотносить птицу с ее гнездом, различать гнезда по внешнему виду. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материал: изображения птиц (филин, ремез, ласточка, грач, скворец, соловей, сорока, щегол) и их гнезд.
Правила игры: в игре могут участвовать 2 – 6 детей.
На столе разложены карточки с изображением гнезд.
1 вариант.
Игроки получают карточки птиц родного края. Рассматривают, называют и помещают птицу в соответствующее гнездо.
2 вариант
Игроки помещают птицу в соответствующее гнездо. Рассказывают из чего оно сделано и где расположено.
3 вариант