К нам приходите, Вас в гости зовём!

Вы посмотрите, как дружно живём.

Всех приглашаем в наш садик, друзья,

Вместе мы будем большая семья.

До встречи!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - 

 ДЕТСКИЙ САД № 12 «СКАЗКА»

городского округа город Фролово 

 

Лекарственные растения

 

Конспект экологического занятия

в подготовительной группе.

Тема:

 «В гостях у Мухи-Цокотухи».

 

                                  Автор:      Карпухина О. В.

 

 Программное содержание: Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, умение узнавать и правильно называть лекарственные растения, знать их пользу, назначение и применение. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.

Дать понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

Продолжить знакомить с редкими растениями, которые занесены в Красную книгу Волгоградской области. Дать представление о сорняках.

Закрепить правила поведения в природе и правила поведения при сборе лекарственных трав.

Развивать связную речь. Обогащать словарный запас детей новыми словами: настой, отвар, сорняк.

Растить экологически мыслящих людей. Воспитывать интерес и любовь к природе родного края и бережное отношение к ней.

Материал и оборудование: засушенные пучки лекарственных растений, пакеты с травами корзинка, макеты деревьев и редких растений, шишки, избушка, маски насекомых.

Ход занятия:

Воспитатель в роли Мухи-Цокотухи находиться в фитобаре. Звучит тихая спокойная музыка. Муха-Цокотуха поправляет пучки засушенных трав, расставляет посуду в фитобаре. Стук в дверь.

Муха-Цокотуха: Кто- то ко мне пришёл, пойду и открою дверь.(открывает дверь на пороге стоят дети в масках насекомых) Ой, да это ко мне самые главные, самые важные гости пожаловали. Здравствуйте, гости дорогие! Жучки, бабочки, комарики ко мне пожаловали. Проходите, пожалуйста, милости прошу. Садитесь удобно. Всем ли места хватило? Всем ли удобно у меня в гостях. Вы меня узнали? Совершенно верно, я та самая Муха-Цокотуха, которая однажды по полю шла и денежку нашла. Хорошее было время… С тех пор больше как-то ничего не попадается. Вот я и решила собственный бар открыть, да не простой, а фито! Знаете ли вы, что значит «Фитобар»? Даю подсказку – «фито» означает «растение».

                   (Дети высказывают своё мнение, как они понимают слово «фитобар»)

Совершенно верно, в моём фитобаре будут разные напитки из целебных трав. Нынче это модно! Всякая уважающая себя муха должна начать своё дело с рекламы.

А что же такое реклама? Как вы понимаете? (высказывание детей)

Реклама – это представление об открытии чего-либо, маленький красочный праздник.

У меня есть фитобар –

Всем на удивление.

Заходите в гости в бар,

Кушайте варенье.

И варенье, и чаи

Для здоровья хороши!

Муха-Цокотуха: Отлично! Я очень рада, что именно вы первые пришли ко мне, в мой фитобар. Чтобы не болеть, нужно посещать мой фитобар. Здесь все могут насладиться чашечкой чая, целебного чая, чтобы укрепить своё здоровье.

- А что же нужно сделать, чтобы организовать чай?

Дети: Самовар поставить, заварить чай или траву, накрыть стол. 

Муха-Цокотуха: Какую траву нужно заваривать?

- Всякая ли трава подойдёт?

- Где можно взять такую лекарственную травку?

У меня в лесу есть знакомая бабушка Дарья. Она живёт на лесной опушке. В её волшебной кладовой чего только нет. Может быть, там есть целебные травы?

Путь туда не близкий, вы готовы отправиться со мной по сказочным тропинкам на лесную опушку?

Ну что в путь! Становитесь друг за другом и пошли!

Физминутка

Шаг назад и два вперёд,

Вправо, влево поворот,

Покружимся, повернёмся,

Снова за руки возьмёмся.

Мы сейчас пойдём направо,

А потом пойдём налево,

В центре круга соберёмся

И на место все вернёмся.

Мы тихонечко присядем,

Ручками себя погладим,

Мы поднимемся тихонько

И попрыгаем легонько:

Пусть попляшут наши ножки

И похлопают в ладошки.

Повернёмся мы направо –

Не начать ли всё сначала?

- Вот и пришли. Постучим в дверь.

                    (Дверь открывается, на пороге бабушка)

Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие гости. И тебя Муха-Цокотуха я приветствую в своём лесу. С чем пожаловали, гости дорогие?

Муха-Цокотуха: Уважаемая Дарьюшка, я открываю фитобар. А о травах я как-то не позаботилась, а жучки и паучки подсказали мне, что травы целебные нужно искать в лесу, в твоей кладовочке есть лекарственные травы, которые людям и зверям силу и здоровье дарят?

Бабушка: Да, вот моя волшебная лесная кладовая. Смотрите, сколько у меня лесного, степного и прочего добра. Всё это и подойдёт для фиточая.

    (В избушке лекарственные травы, шишки, коряги)

Муха-Цокотуха: Сколько всякого добра! Букашки, всё это мы сейчас возьмём для моего фитобара.

Бабушка: Муха-Цокотуха, разве ты не знаешь, что не всё это подходит для фиточая. Хоть и растёт всё в лесу. Тебе нужны только лекарственные растения. А вот какие растения нужны и при каких заболеваниях они используются, это мы сейчас и узнаем.

Далее загадываем загадки и по мере отгадывания загадки дети рассказывают о лекарственных растениях.

Только тронь – отдёрнешь ладонь.

Обжигает травка, прямо как огонь. 

                                                          (Крапива)

Ребёнок: Хоть крапива и не печь,

                Руку может вам обжечь

                Волосками жгучими,

                Острыми, колючими.

                Прячет каждый волосок

                Едкий и кусачий сок!

-  Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят из них зелёные щи. В медицине листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство. Настой из листьев употребляют для укрепления и лучшего роста волос. Растёт крапива вблизи домов, вдоль дорог, в огородах, в тенистых, влажных местах.

 

Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глазок, белые реснички.

                                                        (Ромашка)

Ребёнок: Как ромашка ты мила!

                Твоя кофточка бела,

                Воротник золотой,

                На нас смотришь с добротой!

- Ромашку употребляют внутрь как успокаивающее и противовоспалительное средство. При ангине полощут её настоем горло. Наружно – при нарывах лечат раны, промывают глаза. Цветы ромашки употребляют для мытья головы от перхоти. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка. Растёт ромашка на лесных опушках, полянках, в лугах и на полях.

 

Нет свежее аромата

И приятней, чем у …

                                (Мяты)

Ребёнок: Знаю, любят детки

                Мятные конфетки.

                Они рот слегка кислят,

                Освежают, холодят.

- Из листьев мяты готовят витаминный чай, а также отвары и настойки. Они укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость болезням. Повышают аппетит. Оказывают болеутоляющее и успокаивающее действие. Входят в состав многих лекарств, помогающих при болезнях сердца.

Маслом мяты лечат насморк, а при ангине с ним делают ингаляции. Бывает мятная зубная паста, она укрепляет зубы, освежает дыхание. Растёт мята на лугах.

 

Золотист, красив на вид –

Для коровок ядовит.

От простуды излечу

Вкусным чаем угощу.

Всем болезням дам отпор

Я полезный…

                       (Зверобой)

Ребёнок: Выйду на дорогу полевую

                В воздухе разлит душистый зной.

                Замечтаюсь, наклонюсь, сорву я

                Зверобоя венчик золотой.

- Почему эта трава так называется? Оказывается, если корова или коза съест зверобой, они могут заболеть. Зверобой полезная трава для людей. В медицине препараты из травы зверобоя употребляют как противовоспалительное средство, их назначают при болезнях желудка, используют для полоскания рта. Смазывают дёсна при их воспалениях. Наружно применяют при ожогах, для обработки ран, как кровоостанавливающее, дезинфицирующее и противовоспалительное средство. Применяют при заболевании кишечника, желудка, печени и сердца, при кашле и нарывах. Свежую траву зверобоя растирают и прикладывают при ушибах, к ранам.

В старину из цветов зверобоя получали краску и окрашивали ею ткани.

Растёт зверобой на сухих солнечных полянках и опушках, вдоль полевых тропинок.

 

Душица употребляется в форме настоев и отваров. Внутрь, как отхаркивающее средство, при бессоннице, простудных заболеваниях, болезней горла. Тёплым отваром моют голову при головной боли. Наружно при нарывах, сыпи, полоскание рта. Растёт душица по сухим лесам и лугам.

 

Чабрец. Его применяют как отхаркивающее средство при кашле, при бронхитах.

 

Муха-Цокотуха: Лекарственные растения очень нужны и полезны. А знаете ли вы как их нужно правильно собирать? Запомните правила сбора целебных трав.

  • Нужно знать сами растения, уметь отличать их от других растений.
  • Сбор производить только в хорошую погоду, сухую.
  • Нельзя собирать в одну тару несколько видов растений одновременно.
  • Нельзя собирать больные и повреждённые вредителями растения.
  • Нельзя засорять сборы песком, землёй, другими не лекарственными растениями.
  • Запрещается собирать растения вблизи дорог.
  • Сушат лекарственные травы под навесом.
  • Высушенные растения хранят в сухих помещениях в мешках или ящиках.
  • Запрещается сбор редких лекарственных растений, занесённых в Красную книгу.

 Муха-Цокотуха обращает внимание на макеты цветов, которые расположены чуть дальше от домика.

-  Бабушка, а почему эти растения не собраны?

Бабушка: Это редкие растения: ландыш, мать –и- мачеха, пион тонколистый. Они занесены в Красную книгу. Эти растения тоже лекарственные, очень полезные от многих болезней. Собирать их можно только в ограниченном количестве, а рвать их без надобности запрещено. Вот они и растут у меня на полянке.

Муха-Цокотуха: Какие полезные и нужные травки растут у тебя, бабушка, в лесу.

Но я знаю, что помимо полезных растений есть ещё и растения вредители, это сорняки. Перечислим их: осот полевой, пырей ползучий, пастушья сумка, лебеда. Эти растения приносят вред культурным растениям. Они истощают и иссушают почву, глушат растения, поглощают большое количество влаги и питательных веществ из почвы. С сорняками следует бороться. Но лебеда, хоть т сорняк, спасала в неурожайные годы крестьян от голода. Её добавляли в хлеб, варили с ней щи, ели в свежем виде. По питательным свойствам лебеда не уступает мясу. Вот видите, как в природе всё взаимосвязано.

- Загостились мы у тебя бабушка, а мне ещё свой фитобар нужно открывать. Мы и тебя приглашаем к нам в гости.

Бабушка: Спасибо за приглашение. Я дарю тебе Муха-Цокотуха свои целебные травы. Каждая моя травинка, цветочек, листочек вобрали в себя силы целебные Земли – Матушки, Солнышка Красного. Берегите их, заваривайте чай и пейте на здоровье. Я обязательно к вам загляну.

 Физминутка

Мы шагаем друг за другом.

Лесом и зелёным лугом.

В небе бабочки порхают,

Крылья пестрые мелькают.

 

                                             (Возвращаются в фитобар)

Ребёнок: Лучше доктора любого

                Лечит скуку и тоску

                Чашка вкусного, крутого

                Самоварного чайку.

                Хорошо чайку попить,

                Обо всём поговорить.

Муха-Цокотуха: Конечно, конечно. Пора заваривать чай, закипел наш самовар, проходите в фитобар.

                                        Дети исполняют песню: «Целебные травы».  

Итог: - Что такое лекарственные растении?

- Как правильно нужно собирать лекарственные растения?

- При каких болезнях поможет чай из мяты?

- Как правильно следует хранить лекарственные растения?

Молодцы. Я думаю, что теперь вы можете подсказать маме какое лекарственное растения можно использовать притом, или ином заболевании.

                                                В конце занятия проводится чаепитие.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz