КОНКУРС ЮНЫХ ЭКОЛОГОВ
ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Программное содержание:1. Формировать у детей представления о животном и растительном мире, о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных.
2. Развивать наблюдательность и внимание.
3. Воспитывать в детях любовь ко всему живому, желание помогать растениям и животным.
Материалы: юля со стрелкой, конверты с заданиями, скульптуры: еж, кукушка, кузнечик; корзинка с желудями, дуб, зеленый ящик, скрипичный ключ.
Под музыку в зал входят группы поддержки участников игры «Что? Где? Когда?».
Ведущий: Приветствуем группы поддержки!
Под музыку в зал входят команды игры.
Ведущий: Встречаем команды юных экологов.
Сегодня у нас День Земли. Этому празднику посвящается наша игра. Прежде чем начать игру, я хотела подарить вам стихотворение «Наш дом»:
Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг: тут-речка, там зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь, воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой, а где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть, одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря- все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь, ты у окна ракеты
Увидишь шар наш голубой, любимую планету.
И, конечно же, я хочу представить наше уважаемое жюри (представление).
Мы не знаем названия команд наших юных экологов, да и игроки не знают. На столе у команд лежат разрезные картинки. Каждой команде надо собрать картинку, собрав их, вы узнаете название команды. (Дети собирают картинки)
Итак, справа от меня команда «ПОДСНЕЖНИК», слева – «ОДУВАНЧИК»
(Выставляются эмблемы команд)
Начинаем игру «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
На моем столе стоит юла со стрелкой, вокруг нее расположены конверты с заданиями от наших представителей флоры и фауны.
Крутим волчок:
1 РАУНД: Против вас играет ЕЖИК. Он приготовили вопросы от диких животных (открывается конверт). Команды готовы отвечать на вопросы?
- У КАКОГО ЗВЕРЯ ОСЕНЬЮ В ЛИСТОПАД ЕЩЕ РОДЯТСЯ ДЕТЕНЫШИ?
(У зайца. Их называют «листопадничками»)
- У КАКОГ ЗВЕРЯ ДЕТЕНЫШИ РОЖДАЮТСЯ ЗИМОЙ? В КАКОМ МЕСЯЦЕ?
(Медведь. Февраль)
- КАКОЙ СТРАШНЫЙ ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ ПАДОК ДО МАЛИНЫ? (медведь)
- В КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ХИЩНЫМ ЗВЕРЯМ СЫТНЕЙ ВСЕГО ЖИВЕТСЯ? ПОЧЕМУ?
(Летом, когда всюду беспомощные зверята и птенцы)
- КАКОЙ ЛЕСНОЙ ЖИТЕЛЬ СУШИТ СЕБЕ ГРИБЫ НА ДЕРЕВЬЯХ?
(Белка. Она втаскивает грибы на деревья и насаживает их на сучки, а зимой отыскивает их и съедает)
- ЧТО ДЕЛАЕТ ЗИМОЙ ЕЖ?
(Спит, забравшись в гнездо из сухих листьев и травы)
Вопрос зрителям: Что значит «Волка ноги кормят»? – Волк не стережет добычу в засаде, как кошка, а догоняет ее бегом.
Жюри подводит итоги 1 раунда.
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА «КАП-КАП»
2 РАУНД: Зеленый ящик. Его мы сможем открыть, если зрители правильно ответят на опрос:
- ПТЕНЦЫ КАКОЙ ПТИЦЫ НЕ ЗНАЮТ СВОЕЙ МАТЕРИ?
(Кукушки, она подбрасывает яйца в гнездо другим птицам)
Открываем ящик, против экологов играет КУКУШКА.
- Картинки: А) крылья птиц (здесь нарисованы крылья двух птиц. Одна из них живет в лесной чаще, а другая – на больших открытых пространствах. У какой какое крыло?
Б) У птиц нарисованы разные носы. Одна из этих птиц питается насекомыми, другая-зернами и ягодами, третья-зверьками и птицами. Как по носу узнать, какая птица чем питается?
Кукушка приготовила вам еще и вопросы:
- Когда улетают водоплавающие птицы?( Когда замерзнет последний водоем)
- Зачем грачи ходят по свежевспаханному полю? ((Из земли поднимаются много червей, личинок. Грачи собирают их)
- БЛИЦ - ТУРНИР «ПОЧЕМУ ТАК НАЗВАЛИ ПТИЦ?»
- ТРЯСОГУЗКА (трясет хвостом)
-КРАПИВНИК (живет в крапиве и напоминает окраской)
- ГРАЧ (кричит «гра-гра»)
- ЗАРЯНКА (зарю встречает)
- ШАЛАШНИК (гнездо как шалаш)
- СИНИЦА (кричит «синь-синь»)
Подведение итогов. Детям предлагаются загадки:
- Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь) - Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей)
А для группы поддержки приготовлены следующие вопросы:
- Чем страшна зима птицам: голодом или холодом?
- Чем полезны птицы?
- Куда улетают синицы?
- Куда улетают снегири?
Во 2 раунде вы играли очень хорошо.
3 РАУНД. Музыкальная пауза. Дети старшей группы исполнят песню о весне.
4 РАУНД. Против команд юных экологов играет КУЗНЕЧИК.
1 – Сколько у жука ног? (шесть)
- Сколько крыльев у жука? (две пары крыльев, т.е. 4. Верхние жесткие служат для защиты нижней пары- летательной)
2 – Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него).
- Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают все входы в муравейник, собираются в кучу).
3 – У кого уши на ногах? (У кузнечика. Орган слуха в голенях передней пары ног).
- Как узнает паук – крестовик, сидящий в засаде, что к нему в паутину попала добыча? (Он лапкой держит паутинку. (Муха, попа в паутинку, сотрясает ее, ниточка дергает паука за ногу и дает ему знать, что добыча попалась)
Пока жюри подводит итоги 4 раунда, я задам вопросы о насекомых группам поддержки.
1 – Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (умирает)
- каких пауков называют «бродягами»? (Тех, что не ткут паутину для ловли добычи)
2 - Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (многие насекомые, например бабочка – яйцо, гусеница, из куколки которой выходит бабочка)
ТАНЕЦ «Весняночка» в исполнении девочек старшей группы.
5 РАУНД: Против команды играет МОГУЧИЙ ДУБ, он приготовил для вас следующие вопросы:
1 – Листья какого дерева краснеют осенью? (рябина)
- Листья какого дерева желтеют осенью? (береза)
2 – Куда «лицом» обращена головка подсолнуха в полдень? (к солнцу)
- Растет ли дерево зимой? (Нет. Замирает)
3 – какие деревья растут в хвойном лесу? (Ель, сосна, пихта, кедр)
- Какие деревья растут в лиственном лесу? (Дуб, береза, осина)
Вопросы для группы поддержки:
- Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья? (смешанный)
- Сколько ярусов (уровней) в лесу? (три)
Вопросы для зрителей:-
- Назовите первоцветы?
- Весной или летом цветет сирень?
Пока жюри подводит итоги,
мы посмотрим хоровод «ВЕСНЯНОЧКА» в исполнении старшей группы.
Подведение итогов, награждение победителей.