К нам приходите, Вас в гости зовём!

Вы посмотрите, как дружно живём.

Всех приглашаем в наш садик, друзья,

Вместе мы будем большая семья.

До встречи!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - 

 ДЕТСКИЙ САД № 12 «СКАЗКА»

городского округа город Фролово 

 

Консультация для родителей:

                                   «Играем пальчиками, развиваем речь»    

                                                           

                                 « Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а

                                              умелые руки снова способствуют развитию мозга»

 

                                                                                                             И.П.Павлов

 

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей. 

 Ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца. А мы забыли о наших русских народных играх типа “Сорока”, “Братья”, “Ладушки” и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: “Всё новое – это хорошо забытое старое”.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.д.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими. После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).

                                                    Пальчиковые игры:  

                                                   «Зимняя прогулка»

 

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

 

                                                  «ПАУЧОК»

 

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит))

Паучок ползёт опять,

(Действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

("Паучки" ползают по голове.)

 

 

                                                           «ЧЕРВЯЧКИ»

(Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Раз, два, три ,четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает

(Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)

Головой она кивает,

(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)

Каркает:"Вот и обед !"

(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные ввер)

Глядь -

(разводим руками)

а червячков уж нет!

(Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.)

 

 

                                                  «МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА»

 

Маленькая мышка

По городу бежит,

(Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям).

Глядит ко всем в окошки,

(Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него).

И пальчиком грозит:

(Грозим пальчиком)

"А кто не лёг в кроватку?

(Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать?

(Переворачиваем руки на другой "бок".)

Такого непослушного

Я буду щекотать!"

(Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)

 

                                                                «ШЛА КУКУШКА»

 

Шла кукушка мимо рынка,

(Идём по столу на выпрямленых указательном и среднем пальцах (остальные поджаты).

У неё была корзинка,

(Ладони соединяются "ковшом" (корзинка).

А корзинка на пол - бух!

(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи). Количество разогнутых пальцев соответствуют тексту)

 

                                                           «СЕМЬЯ» 

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

Дружная семейка.

Этот шлепнулся в колодец,

Этот вытащил его,

Этот уложил в кроватку,

А другой укрыл его,

А самый маленький мальчонка разбудил его.

Спи, мой милый, доброй ночи,

Спи и подрастай,

Засыпай, малыш, пораньше

И пораньше встань.

(имитация сна)

 

                                                                            « ШАЛУН»

 

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

 

 

                                    «БЕЛОЧКА» (по мотивам народной песенки)

 

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

 

                                          «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

 

 Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.

 

                                                       « ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

 

Есть игрушки у меня:

(хлопать в ладоши)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал,

Подъёмный кран.

(загибать поочерёдно пальчики)

 

 

                                           «КОШКИ — МЫШКИ»

 

Вот кулак,                                                           ( показать кулак левой руки)

 А вот – ладошка,                                              ( раскрыть пальцы, ладонь вверх)

 На ладошку села кошка.                                ( «когти» правой руки водят по ладошке левой)

Села мышек посчитать,

 Раз, два, три, четыре пять.                              (  правой рукой загибать по одному пальцу левой  )

 Мышки очень испугались,                               ( вращать кулаком)

 В норки быстро разбежались                         ( спрятать кулак под.  правую подмышку)

 

 

                                                   «Нарядная мартышка»

 

У нашей мартышки

(оттопырить ушки)

В полоску штанишки,

(чертить в воздухе полоски)

На кофте цветочки,

(показать кофточку)

В горошек носочки,

(показать носочки)

Вся в ленточках шляпка,

(показать шляпку)

Перчатки на лапках.

(погладить  ладошки)

И всем улыбается

Наша красавица!

 

                                                      « Кошка»

- Как у нашей кошки

- Беленькие ножки,

- Мяконькие лапки,

- Ноготки - царапки.

 Ступаем "ножками" – (пальчиками мягко, по-кошачьи).

- Поцарапаем немножко

- Не ребята мы, а кошки!

 

                                                   «Козочка»

- Шел старик дорогою

(идти пальчиками по столу)

- Нашел козу безрогую.

(показать пальчиками рога)

- Давай, коза, попрыгаем,

(постучать пальчиками по столу)

- Ножками подрыгаем.

- А коза бодается,

(снова показать рога)

- А старик ругается.

(погрозить пальчиком)

 

                                                          «Помощник»

- Топором дрова колю

(имитировать действия топора ,двигать вместе ладошками вверх-вниз)

- А потом пилой пилю.

(имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад)

- Отнесу их бабушке,

(показать ладоши)

- Чтоб испечь оладушки.

(похлопать ладонями друг о друга)

 

 

                                                                               С уважением,

                                                   учитель-логопед МКДОУ «ЦРР – детский сад                    

                                                                                  №12 "Сказка"»

                                                             Олейникова Наталья Сергеевна.    

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz