К нам приходите, Вас в гости зовём! Вы посмотрите, как дружно живём. Всех приглашаем в наш садик, друзья, Вместе мы будем большая семья. До встречи! |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД № 12 «СКАЗКА»городского округа город Фролово
|
Консультация для родителей: «Играем пальчиками, развиваем речь»
« Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.П.Павлов
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей. Ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца. А мы забыли о наших русских народных играх типа “Сорока”, “Братья”, “Ладушки” и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: “Всё новое – это хорошо забытое старое”. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.д. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими. После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук). Пальчиковые игры: «Зимняя прогулка»
(Загибаем пальчики по одному) Раз, два, три, четыре, пять ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками) Мы во двор пришли гулять. ("Лепим" комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Съели суп и спать легли.
«ПАУЧОК»
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.) Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям. Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)) Паучок ползёт опять, (Действия аналогичны первоначальным) А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. ("Паучки" ползают по голове.)
«ЧЕРВЯЧКИ» (Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы). Раз, два, три ,четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает (Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони) Головой она кивает, (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз) Каркает:"Вот и обед !" (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные ввер) Глядь - (разводим руками) а червячков уж нет! (Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.)
«МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА»
Маленькая мышка По городу бежит, (Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям). Глядит ко всем в окошки, (Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него). И пальчиком грозит: (Грозим пальчиком) "А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях). А кто не хочет спать? (Переворачиваем руки на другой "бок".) Такого непослушного Я буду щекотать!" (Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)
«ШЛА КУКУШКА»
Шла кукушка мимо рынка, (Идём по столу на выпрямленых указательном и среднем пальцах (остальные поджаты). У неё была корзинка, (Ладони соединяются "ковшом" (корзинка). А корзинка на пол - бух! (Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.) Полетело десять (девять, восемь) мух! (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи). Количество разогнутых пальцев соответствуют тексту)
«СЕМЬЯ» Этот пальчик большой - Это папа дорогой. Рядом с папой - наша мама. Рядом с мамой - брат старшой. Вслед за ним сестренка - Милая девчонка. И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш. Дружная семейка. Этот шлепнулся в колодец, Этот вытащил его, Этот уложил в кроватку, А другой укрыл его, А самый маленький мальчонка разбудил его. Спи, мой милый, доброй ночи, Спи и подрастай, Засыпай, малыш, пораньше И пораньше встань. (имитация сна)
« ШАЛУН»
Наша Маша варила кашу Кашу сварила, малышей кормила. (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша) Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) А этому - не дала. Он много шалил, Свою тарелку разбил. (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
«БЕЛОЧКА» (по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки; Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому. (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого) Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки) Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого) Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём.
« ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
Есть игрушки у меня: (хлопать в ладоши) Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, Подъёмный кран. (загибать поочерёдно пальчики)
«КОШКИ — МЫШКИ»
Вот кулак, ( показать кулак левой руки) А вот – ладошка, ( раскрыть пальцы, ладонь вверх) На ладошку села кошка. ( «когти» правой руки водят по ладошке левой) Села мышек посчитать, Раз, два, три, четыре пять. ( правой рукой загибать по одному пальцу левой ) Мышки очень испугались, ( вращать кулаком) В норки быстро разбежались ( спрятать кулак под. правую подмышку)
«Нарядная мартышка»
У нашей мартышки (оттопырить ушки) В полоску штанишки, (чертить в воздухе полоски) На кофте цветочки, (показать кофточку) В горошек носочки, (показать носочки) Вся в ленточках шляпка, (показать шляпку) Перчатки на лапках. (погладить ладошки) И всем улыбается Наша красавица!
« Кошка» - Как у нашей кошки - Беленькие ножки, - Мяконькие лапки, - Ноготки - царапки. Ступаем "ножками" – (пальчиками мягко, по-кошачьи). - Поцарапаем немножко - Не ребята мы, а кошки!
«Козочка» - Шел старик дорогою (идти пальчиками по столу) - Нашел козу безрогую. (показать пальчиками рога) - Давай, коза, попрыгаем, (постучать пальчиками по столу) - Ножками подрыгаем. - А коза бодается, (снова показать рога) - А старик ругается. (погрозить пальчиком)
«Помощник» - Топором дрова колю (имитировать действия топора ,двигать вместе ладошками вверх-вниз) - А потом пилой пилю. (имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад) - Отнесу их бабушке, (показать ладоши) - Чтоб испечь оладушки. (похлопать ладонями друг о друга)
С уважением, учитель-логопед МКДОУ «ЦРР – детский сад №12 "Сказка"» Олейникова Наталья Сергеевна.
|